Новый виток системного кризиса отрицательно сказывается на функционировании образовательных организаций, последствия его уже известны – закрытие вузов в городах федерального значения, а также в крупных муниципальных образованиях регионов, что привело к оттоку населения из областей и краев, в том числе имеющих высокий научно-образовательный потенциал. Некоторые из руководителей субъектов национальной образовательной системы и отдельные эксперты разделяют мнение, что сокращения вузов закономерны, вполне оправданны и актуальны. Однако надо понимать, что этот процесс должен быть управляемым, а не хаотичным, поскольку любые изменения в системе образования имеют далеко идущие последствия, обусловленные тем, что социально–экономическая деятельность выпускников любых образовательных организаций не прекращается, а скорее, только берет начало после завершения обучения в образовательных организациях, призванных обеспечить поступление на рынок труда квалифицированных кадров. Поэтому в настоящее время актуализируется вопрос антикризисного (в том числе контркризисного) управления в системе высшего образовании. Оно должно основываться на анализе ситуации, причин, разновидностей и диагностики кризисов как таковых, с учетом особенностей, присущих сфере высшего образования.
3. Фадейкина Н.В. Антикризисное управление на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: проблемы и пути их решения // Сибирская финансовая школа. 2005. № 3 (56). С. 3–10.
4. Алябьева М.В., Сасин В.С. Типология кризисов и ее влияние на экономическое положение организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права: международный научно-теоретический журнал / под науч. ред. Е.Е. Тарасовой. Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2012. № 3. С. 69–77.
5. Мусаева С.Х., Бейбулатова З.М., Клеметова С.И. Антикризисное управление: учеб. пособие. Махачкала: ДГУНХ, 2017. 152 с.
6. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М: Олимп-Бизнес, 2006. 352 с.
7. Цветков В.А. Циклы и кризисы: теоретико-методологический аспект: монография. М: Изд-во «Нестор-История», 2012. 504 с.
8. Смокотина И.О., Сонина П.С., Сапрыкина О.А. Кризис: понятие, сущность, причины возникновения, виды кризисов / В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика // Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск: САФБД, 2018. С. 298–301.
9. Фадейкина Н.В., Гринева С.В., Сапрыкина О.А. Создание инновационной образовательной экосистемы образовательной организации высшего образования как необходимое условие повышения ее корпоративной социальной ответственности // Сибирская финансовая школа. 2018. № 5 (130). С. 57–72.